Стану фермером

Цель проекта: cодействие устойчивому интересу сельских детей к получению аграрных профессий, через практические и теоретические уроки о сельском хозяйстве, профессиональное просвещение, общение с фермерами и представителями аграрных профессий

Image

Описание проекта: проект в сфере дополнительного образования и профориентации детей в возрасте 7-15 лет, направленный на просвещение, получение знаний и практических навыков сельского труда и аграрных профессий.

Один из главных выборов человека – это выбор профессии. От ответа на вопрос «Кем стать?», во многом зависит благополучие всей его дальнейшей жизни. Сегодня выбор будущей профессии зачастую зависит от моды и престижа. Сельские профессии, такие как доярка и хлебороб не являются популярными. С другой стороны, эти профессии являются сегодня очень востребованными. О нарастающем кадровом дефиците молодых специалистов в АПК представители отрасли говорят уже на первый год. Проект направлен на популяризацию сельских профессий, он даст детям возможность узнать, что, не уезжая из родного села, не меня сельский образ жизни на городской, можно выбрать профессию и работать на востребованных специальностях в АПК или стать предпринимателем – фермером. Этот проект является долгосрочным вкладом в решение проблемы кадрового дефицита на селе.

Действующие фермеры области и представители команды проекта провели детям урок «Профессия фермер», на котором раскали кто такой фермер и как в селе можно быть предпринимателем и вести бизнес в сфере АПК.

Команда проекта провела игру-квест, где дети, в игровой форме познакомятся с профессией фермера. По результатам игры выявлены желающие принять дальнейшее участие в проекте - те, кто хочет узнать больше об аграрных профессиях.

Для участников проведены открытые практические уроки в полях действующих фермерских хозяйств, на которых ребята познакомились с профессией агроном, хлебороб, механизатор. Детям покажут, как выглядит современная сельхозтехника, которая облегчает труд людей.

На животноводческой ферме провели практический урок, где дети познакомились с сельхозживотными и продуктами, которые производит отрасль животноводства. В ходе урока изучены профессии доярки, скотника, зоотехника, ветеринара, а также продемонстрировано современное животноводческое оборудование: доильные аппараты, молокопроводы, сепараторы молока, инкубаторы и пр. В ходе практических уроков участники на практике освоили процесс инкубации яиц.

Дети сняли 20 видеороликов для соцсетей, где они поделились своими впечатлениями и знаниями. Это привлечет к проекту внимание и будет иметь косвенный результат - популяризация сельского труда среди детей и молодежи.

Результатом реализации проекта стала итоговая презентация каждого участника по теме «Профессия в АПК».

Инновационность проекта заключается во взаимодействии детей и практикующих представителей отрасти – фермеров с целью достижения задач проекта. Мероприятия проекта спланированы таким образом, чтобы всесторонне продемонстрировать сельским детям выгодные стороны аграрных профессий и взрастить в них интерес к фермерскому труду, зажечь в детских сердцах любовь к деревне и сельскому образу жизни.

Полученные навыки, будут стимулом для поступления в дальнейшем в аграрные образовательные учреждения

Image

Обоснование социальной значимости проекта: проект «Страну фермером» реализован командой АККОН в селе Буготак Тогучинского района. По данным демографических показателей по Буготакскому сельсовету 2021 г. на территории проживает 407 детей школьного возраста (прил.№1), при этом большая их часть - 79% проживает в с. Буготак, именно здесь функционирует единственная в селе школа.

Представители команды АККОН провели опрос среди школьников с. Буготак, который показал, что лишь 2% детей хотели бы остаться жить и работать в своей деревне, когда вырастут, а 73 % хотели бы в будущем уехать в город, а некоторые из страны. При этом 1,2% опрошенных хотят связать свою профессию с сельским хозяйством и земледелием, 12 % сказали, что хотят стать бизнесменами, 16% знают, кем хотят стать, и это не аграрные профессии, а 43% еще не знают кем, хотят стать.

Причинами того, что большинство детей не планируют связать свою взрослую жизнь и трудовую деятельность с тем местом, где они родились является:

- низкая популярность сельской жизни,

- отсутствие знаний об аграрных профессиях,

- отсутствие у них информации и положительного примера, от том, что сельские профессии могут быть интересными, нужными и прибыльными,

- низкая информированность школьников о возможностях развития бизнеса на селе,

- отсутствие в учебных планах сельских школ агрообразования,

- отсутствие взаимодействия с представителями профессии.

В настоящее время в средней школе не существует системы трудовой подготовки сельских школьников. Сегодня программы образования в городских и сельских школах не отличается. Это влечет за собой резкое снижение уровня сельскохозяйственных знаний и навыков у выпускников сельских школ. Современные школьники в большинстве своем ориентируются при выборе профессии на общественное мнение, моду или рекомендации своих родителей и их нереализованными амбициями.

Общественное мнение по той или иной аграрной профессии или образованию, сейчас является «негативно окрашенным». Модные в настоящее время модели поведения и навязанные стереотипы мешают детям раскрыться и понять, чем на самом деле он хочет заниматься в будущем.

Опрос сельских школьников (прил. №2) показал, что лишь 3 % могут дать точное определение профессии фермер, еще 34 % не знают кто такой фермер, а 46% назвали не точное определение, например, прозвучали такие ответы: «пенсионер, который пасет коров», «человек, который работает в колхозе» и т.п.

Сегодня аграрная отрасль стремительно меняется: высокий спрос на качественные продукты и государственная поддержка делает фермерство доходным делом, на помощь приходят высокотехнологичные современные средства производства, российский рынок сельхозтехники активно развивался в последние годы, в село приходит такая техника, работать на которой одно удовольствие. Но кого мы посадим за эту современную технику? Не потеряем ли мы то поколение детей, которые родились на сельской земле, но не знают, что с этой землей делать, как ее обрабатывать, как жить достойно на селе, работать и зарабатывать?

Проект нацелен на популяризацию профессий агропромышленного комплекса и на то, чтобы сейчас вложить в детское развитие знание и практический опыт, который поможет им в дальнейшем определиться с профессией, и стать агрономами, доярками, зоотехниками, ветеринарами, механизаторами...

Ректор ФГБОУВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» Сергей Чеботарев в своем докладе на IXСъезде кооперативов в янв. 2022 г. отметил, что «сельское хозяйство является неотделимой частью существования любого государства. Однако ввиду разнообразных причин происходит снижение привлекательности занятости граждан в сфере агропромышленного хозяйства на территории сельских поселений. Если детям не будет показано, как жить в деревне, не уезжая в город, то логично, что они будут планировать уехать» https://mgutm.ru/2022/01/27/mgutu-na-ix-sezde-selskohozyajstvennyh-kooperativov/

Президент федеральной Ассоциации фермеров АККОР, первый зампредседателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат фракции «Единая Россия» Владимир Плотников в ходе парламентских слушаний в Тимирязевской академии, сказал «самое стратегическое на сегодняшний день направление — сельская школа. Туда нужно вернуть трудовое воспитание и профориентацию» https://www.akkor.ru/statya/8611-duma-tv-vladimir-plotnikov-prizval-vernut-proforientaciyu-v-selskie-shkoly.html

Отложенный положительный эффект проекта – развитие фермерства, снижение оттока молодежи из села, развитие личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей. Проделанная в рамках проекта работа позволит школьникам сориентироваться и сделать осознанный выбор профессии, своего будущего и будущего своей страны

Image

Период реализации проекта: 01.07.2022 - 30.11.2022

Image

Достигнутый результат: информация о проекте распространена в сельской местности: было сделано более 17 публикаций в родительских чатах, местных пабликах и соцсетях о возможности принять участие в проекте. Благодаря этому родителей детей 7-15 лет, а также самих представителей целевой группы проинформированы о целях проекта и о мероприятиях, в которых они могут принять участие. 30 детей, соответствующих критерию целевой аудитории проекта, откликнулись на публикации и зарегистрировались для дальнейшего участия в мероприятиях проекта. Из них 17 пришли на первое мероприятие - практический урок "Профессия ферме". На этом уроке мы попытались привлечь внимание детей к сельскому труду: дети общались с представителями аграрных профессий, посмотрели фильм об их сверстнике - фермере, сыграли в игру на знание аграрных профессий.  Следующие мероприятия проекта были практические и способствовали формированию у детей первоначального представления об аграрных профессиях и навыков сельского труда, всего в практических уроках приняли участие 27 детей. С каждым следующим мероприятием дети все больше увлекались проектом, они участвовали в съемке видео, которое было размещено на специально созданном канале проекта.  Это популяризирует сельский труд среди детей и молодежи и обеспечивает оценку результатов проделанной работы. По итогам теоретических и практических уроков участники выбрали для себя одну из профессий, которую описали в презентациях.  Считаем успешной проделанную работу, т.к.  удалось пробудить интерес детей к сельским профессиям,  с каждым новым мероприятием они с большим желанием принимали участие.

Image